
Перемещение разрешено или переселенец - “persona non grata”
Всё чаще к Адвокатскому объединению “Dominus Litis” обращаются вынужденные переселенцы, прибывшие в столицу из зоны проведения антитеррористической операции с просьбами разъяснить порядок перемещения лиц, транспортных средств и грузов (товаров) через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей.
Действительно, в этом вопросе возникают некоторые сложности.
Так, документом регламентирующим данную процедуру является Временный порядок контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов (товаров) через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей утверждён приказом Первого заместителя руководителя Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины (руководителя Антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей) от 12.06.2015 года № 415 ог (далее – Приказ № 415 ог)
Теоретически, этот документ должен быть, и фактически (де-факто) является нормативно-правовым актом, поскольку содержит положения определяющие права и обязанности граждан.
Однако, согласно юридическим требованиям, предъявляемым к нормативно-правовым актам (де-юре), таковым не является.
Такой вывод можно сделать исходя из положений законодательства.
Так, статья 57 Конституции Украины гласит: «Каждому гарантируется право знать свои права и обязанности. Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом. Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными».
Указом Президента от 3 октября 1992 года № 493/92 “О государственной регистрации НПА министерств и других органов исполнительной власти” предусмотрено, что документы, затрагивающие права и обязанности граждан, изданные министерствами, другими центральными органами исполнительной власти подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.
Зарегистрированные НПА вступают в силу через 10 дней после регистрации, если в них не установлено более позднего срока вступления в силу (ст. 3. Указа). Министерство юстиции, другие органы исполнительной власти должны публиковать НПА, внесенные в государственный реестр, информировать о них граждан через СМИ.
Поиск информации о регистрации Приказа № 415 ог в Министерстве юстиции Украины оказался безрезультатным. Что же касается его обнародования, то в самом лишь Приказе идёт речь о том, что Временный порядок размещается на официальном сайте Службы безопасности Украины и Государственной фискальной службы Украины.
При этом, стало удивительно, ещё и то, что сам Приказ № 415 ог содержится только на сайте Государственной фискальной службы Украины.
Я думаю, что для Службы безопасности он является очень секретным, чтобы его размещать. К тому же, Временный порядок, скорее всего, по их мнению, регламентирует контроль за перемещением лиц, транспортных средств и грузов (товаров) через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей.
Но указанное выше, было только предисловие.
Основная проблема состоит всё же в самой процедуре получения разрешения лицу на пересечение (перемещение) линии соприкосновения в рамках действующих контрольных пунктов въезда-выезда из временно неконтролируемых территорий на другую территорию Украины.
В принципе, всё довольно просто и можно всё разъяснить, что для этого всего лишь необходимо соблюдать пошаговые рекомендации на веб-портале СБ Украины ( Интернет страница urp.ssu.gov.ua), об этом говорит п.7.2. и п.7.3. Временного порядка контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов (товаров) через линию соприкосновения.
п. 7.2 Для получения разрешения физическому лицу необходимо зарегистрироваться на портале СБУ и заполнить формализованную заявление или подать заполненную формализованную заявление лично или прислать ее по почте в КЦ, КГ, КПВВ, на блокпост первого рубежа.
Информация о предоставлении разрешения автоматически отображается на собственной странице заявителя веб-портала СБУ.
п. 7.3 Разрешение физическому лицу предоставляется на основании заявок:
в течение 10 суток через соответствующее подразделение по вопросам режима и экономической деятельности на территориях, прилегающих к полосе безопасности вдоль линии соприкосновения, блокпосты первого рубежа;
в течение суток через контрольные пункты въезда-выезда или блокпосты первого рубежа на направлениях движения при наличии соответствующих документов (документы о смерти или болезни близких лиц; документ, подтверждающий место захоронения близких лиц) по письменному (устным) согласованию руководителей КЦ и КГ.
Но при этом, как уже убедились многие, сроки предоставления разрешений как правило нарушаются, и могут затянуться на месяц и более.
При этом существуют 2 момента, на которые следует обратить внимание:
- Невозможность внести уточнения или исправления в поданную заявку через веб-портал СБ Украины.
- Невнятная формулировка решения по результату обработки заявки.
По первой позиции.
Бывают случаи, когда заявители при подаче заявки через веб-портал СБУ делают ошибки, или неточности заполняя информацию в соответствующие графы. Спустя некоторое время, воизбежание получения отказа в разрешении, хотят исправить эту ситуацию, однако, открывая вновь свою страницу на веб-портале СБУ их уведомляют о том, что данные их паспорта уже внесены в базу, что не даёт дальнейшего доступа к регистрационной форме.
По второй позиции.
Что касается результата обработки заявки, многим известна эта формулировка, оповещающая заявителя, которая на веб-портале СБУ изложена следующим образом: «ОФОРМЛЕНО, ваш дозвіл буде зареєстровано на протязі 3-х робочих діб».
При этом возникает вопрос: слово «Оформлено» - относительно заявки, или разрешения?
И дальнейшая фраза – «ваш дозвіл буде зареєстровано на протязі 3-х робочих діб» также ставит в вопросительное положение.
Поскольку, согласно Временного порядка, разрешение - это решение соответствующего подразделения …..о пересечении физическими лицами линии соприкосновения в рамках действующих контрольных пунктов въезда-выезда, на основании которого данные о личности вносятся в электронный реестр.
Из этого следует понимать, что пока данные о личности не внесены в электронный реестр, о разрешении на пересечение линии соприкосновения на блок постах нет информации, что таким образом делает его безполезным.
С вопросом о том, как необходимо понимать(трактовать) это предложение адвокаты АО "Доминус Литис" обратились к руководству СБ Украины, на что был получен ответ из штаба АТЦ при СБУ, с которым вы можете ознакомится на странице.
Таким, образом из предоставленного ответа следует, что на личной странице заявителя веб-портала СБУ с формулировкой «Оформлено» считается, что лица получили разрешение на перемещение через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей.
С Уважением старший партнер АО «Dominus Litis»
Петр Поздняков. т.0954887339, 0989554558 |
![]() |