Перспектива безвизового режима в 2016 году.

26.05.2018 Категория: Рекомендации гражданам/ Просмотров: 1139 Комментариев: 0

Первые лица страны уже провозгласили о том, что через погода ( в 2016 году) граждане Украины смогут свободно ( без виз ) путешествовать по Европе.

Так, к примеру, уже 18 декабря 2015 года на телеканалах страны в официальном обращении президента Украины Петра Порошенко по случаю решений ЕС относительно безвизового режима и продления санкций против России прозвучала фраза: «Вместе мы завоевали для граждан Украины заслуженное право на свободные безвизовые поездки в страны Евросоюза. Они станут реальностью уже в следующем году.»

( полный текст на ЛІГА.net http://news.liga.net/news/politics/7911003)

Аналогично, в начале января 2016 года Первый заместитель председателя Верховной Рады Андрей Парубий заявил о том, что через полгода украинцы будут ездить в страны ЕС без виз.

(Источник интернет издание Цензор.НЕТ: http://censor.net.ua/n367935, со ссылкой на УНН., об этом он заявил в интервью "5 каналу").

О том, что будут исполнены их обещания  порой возникают сомнения, тем более, что касается вопроса об отмене ЕС (Евросоюзом) визового режима для граждан Украины.

Да вообще, кто  уполномочен упразднить визовый режим для граждан Украины в ЕС (Шенгенскую  зону)?

Мы решили немного разобраться в этом , поскольку ни президент, ни премьер-министр, ни депутаты ВРУ,  ни министр иностранных дел не могут гарантировать разрешение вопроса безвизового режима, без воли на то Европейского сообщества.

Для справки:

Безвизовый режим — это режим взаимоотношений между странами, при котором гражданам этих государств не требуется получение визы для въезда на их территорию.

Безвизовый режим может устанавливаться как в одностороннем порядке, так и в порядке взаимности (по двустороннему или многостороннему соглашению, например, Шенгенская зона). Иногда при этом возможно ограничение по типам паспортов (например безвизовый режим для обладателей дипломатических паспортов).

По данным «Henley&Partners», на 20 мая 2014 года право на безвизовый въезд в наибольшее количество стран получили граждане Великобритании, Германии, США, Финляндии и Швеции (174 государства). На втором месте Дания и Канада, граждане этих стран могут посетить без виз 173 страны. Россия и Турция в этом списке поделили 38-е место: 100 стран. Последнее 94-е место занял Афганистан: только 28 других государств допускают въезд афганских граждан без виз, а предпоследнее — Ирак (31 страна).

Из Резюме законодательства ЕС.

Шенгенская зона и сотрудничество основано на Шенгенском соглашении 1985 года.

 Шенгенская зона представляет собой территорию, где свободное передвижение лиц гарантируется. Государства, подписавшие соглашение отменили все внутренние границы вместо них осталась только внешняя граница.

Шенгенское сотрудничество было включено в правовую базу Европейского Союза (ЕС) по Амстердамскому договору 1997 года.

Из  истории.

В 1980-х годах, начались дебаты о возможности свободного передвижения лиц в Европе.

Некоторые государства-члены считали, что концепция должна применяться только для граждан Европейского Союза (ЕС), которых будет привлекать сохранение внутренних пограничных проверок для того, чтобы различать граждан ЕС и граждан не входящих в ЕС.

У других были аргументы в пользу свободного передвижения для всех, что будет означать конец внутреннего пограничного контроля в целом.

Поскольку государства-члены не смогли достичь согласия, Франция, Германия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды решили в 1985 году создать территорию без внутренних границ, которая стала известна как «Шенгенская зона», в честь города в Люксембурге, где были подписаны первые соглашения.

После подписания Амстердамского договора, это межправительственное сотрудничество было включено в рамках ЕС на 1 мая 1999 года

Шенгенская зона постепенно расширяется, чтобы включать почти каждое государство-член.

Италия подписала  соглашение 27 ноября 1990 года, Испания и Португалия присоединились 25 июня 1991 года, Греция - 6 ноября 1992 года, Австрия - 28 апреля 1995 года, а Даниия, Финляндия и Швеция - 19 декабря 1996 года. Чешская Республика, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия присоединились  21 декабря 2007 года, Швейцария по 12 декабря 2008 года, Болгария, Кипр и Румыния еще не полноценные члены Шенгенской зоны: пограничный контроль между ними и Шенгенской зоной ещё существует, пока Совет ЕС не решит, что условия для отмены контроля на внутренних границах были выполнены.

(источник - официальный сайт законодательства  Европейского Союза http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/)

О вопросе безвизового режима/ либерализации визового режима в ЕС для наших граждан.

Начнём из предистории.

Диалог либерализации визового режима ЕС-Украина был запущен в октябре 2008 г.

В ноябре 2010 года Европейская Комиссия представила правительству Украины с план действий по либерализации визового режима (VLAP).

23 ноября 2010 года, при Президенте В. Януковиче, в Брюсселе, был подписан План действий по либерализации визового режима для граждан Украины.

Далее саммит Украина–ЕС 25 февраля 2013 года в Брюсселе.

29 ноября 2013 года Вильнюсский саммит «Восточного партнёрства» и не подписанное В. Януковичем Соглашение об ассоциации Украины и Европейского союза

21 марта 2014 года представители ЕС и А. Яценюк подписали политический блок Соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза.

Экономическая часть Соглашения была подписана через три месяца, 27 июня 2014 года.

Не станем углубляться о плане действий по визовой либерализации (VLAP /ПДВЛ)и этапах его выполнения, поскольку более полную информацию об этом можно получить на сайте общественной организации «Европа без барьеров» http://novisa.org.ua/pro-nas/yevropa-bez-baryeriv/, потому, как многих интересует вопрос о том, действительно ли  через пол года для граждан Украины будет упразднён визовый режим в ЕС?

Является ли решение Еврокомиссии, тем «зеленым светом» для  введения безвизового режима уже через полгода?

Для справки:

Европейская комиссия — это орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета Европы, контроль соблюдения договоров ЕС и других правовых актов и текущие дела союза.

Комиссия отличается от остальных органов тем, что у неё есть исключительное право законодательной инициативы. Только комиссия может официально вносить законопроекты в Европарламент.

Европейский парламент — законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств — членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.

Совет Европейского союза (официальное название — Совет, обычно упоминается как Совет министров, в качестве компромисса также называется латинским Consilium) — наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Европейского союза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран-членов Европейского союза в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. Также без права голоса в Совете участвует соответствующий еврокомиссар.

Относительно принятого решения Еврокомиссии.

Приводим Резолютивную часть шестого доклада о ходе работы по осуществлению Украиной Плана действий по визовой либерализации.

 (официальный сайт Еврокомиссии http://ec.europa.eu/transparency/ regdoc/rep/1/2015/EN/1-2015-905-EN-F1-1.PDF)

На основе этой оценки и принятых обязательств, а также учитывая результаты непрерывного мониторинга и отчетности осуществлямой с момента запуска Украина-ЕС либерализации визового режима диалога в октябре 2008 года, Комиссия считает, что Украина выполняет все критерии, установленные в отношении четырех блоки второго этапа VLAP. Принимая во внимание общие отношения между Украиной и ЕС, Комиссия представит, в начале 2016 года, законодательное предложение внести изменения в Регламент (EC) № 539/2001.

Что же это за Регламент (EC) № 539/2001? И какая процедура внесения в него изменений?

Регламент или Постановление Совета (ЕС) № 539/2001от 15 марта 2001года содержит список третьих стран, граждане которых должны иметь визы при пересечении внешних границ ЕС  и стран, граждане которых освобождены от этого требования.

Так, вот Регламент Совета (ЕС) № 539/2001от 15 марта 2001года был принят в соответствии со статьёй 62  IV раздела  Договора об учреждении Европейского Сообщества. Этот раздел Договора об учреждении ЕС регулирует вопросы визового режима, убежища, иммиграции и другие вопросы связанные со свободным перемещением лиц , а также процедуру принятия по ним решений.

Таким образом, принятие изменений в указанный Регламент Совета ЕС должно осуществляться по такой же процедуре.

Статья 67, со ссылкой на статью 251, Договора об учреждении ЕС описывает процедуру принятия решения  Советом Европы и Европарламентом, как двумя палатами законодательного органа Евросоюза.

Так, часть 2 статьи 67 Договора об учреждении ЕС (далее – Договор ЕС) указывает та то, что:

-  Совет действует по предложению Комиссии;

- Совету, после консультаций с Европейским парламентом, следует единогласно принимать решения, обусловливающих применение процедуры, указанной в статье 251, ко всем или части сфер, охваченных этим разделом.

Процедура принятия решений в соответствии с положениями статьи  251 Договора ЕС

  1. Когда в настоящем Договоре сделана ссылка на эту статью, принимать акт следует по приведенной ниже процедуре.

2. Комиссия представляет предложение Европейскому парламенту и Совету.

     Совет, после получения заключения Европейского парламента,квалифицированным большинством голосов:

     - Если одобряет все изменения, содержащиеся в заключении Европейского Парламента, может принять таким образом изменённый акт, который был предложен,

     - Если Европейский парламент не предложил никаких изменений, может принять предложенный акт,

     - в ином случае, принимает совместное предложение и сообщает о нём Европейский Парламент.

Совет информирует Европейский парламент в полном объеме о причинах, побудивших его принять своё совместное предложение.

Комиссия в полном объеме информирует Европейский парламент о своём предложении.

     Если в течение трех месяцев после этого сообщения Европейский Парламент:

     (a) одобряет совместную  позицию или не принимает решения, предложенный акт следует считать принятым в соответствии с этой совместной позицией;

     (b) отклоняет совместную  позицию большинством членов всего состава, предложенный акт считается не принятым;

     (c) предлагает внести изменения в совместную  позицию большинством членов всего состава, текст с такими поправками следует передать Совету и Комиссии, и им следует дать  заключение по этим поправкам.    

    3. Если в течение трех месяцев после передачи Совету данного вопроса, Совет квалифицированным большинством утверждает все поправки Европейского Парламента, этот акт следует  считать принятым в форме таким образом измененной совместной позиции; однако Совету следует действовать единогласно в отношении тех поправок, по которым Комиссия выдала отрицательное заключение.

 Если Совет не утверждает всех поправок, Председателю Совета, при соглашении с Председателем Европейского Парламента, в течение шести недель следует созвать согласительный комитет.

4. Задачей согласительный комитета, в состав которого входят члены Совета или их представители и такое же количество представителей Европейского парламента, является достичь согласия по совместному тексту квалифицированным большинством членов Совета или их представителей и большинством представителей Европейского парламента. Комиссии следует принимать  участие в работе согласительный комитета  и выдвигать все необходимые инициативы, чтобы сблизить позиции Европейского Парламента и Совета. Выполняя эту задачу, согласительному комитету следует работать с общей позицией на почве изменений, предложенных Европейским парламентом.

5. Если в течение шести недель со дня созыва, согласительный комитет одобрит совместный текст, Европейский Парламент и Совет имеют шесть недель (отсчитывая  от этой даты), чтобы принять этот акт в соответствии с  совместным  текстом абсолютным большинством поданных голосов и квалифицированным большинством соответственно. Если какая-либо из этих двух институций не одобрила акт в течение этого периода, предложенный акт считается не принятым.

 6. Если согласительный комитет не утверждает  совместный проект, предложенный акт следует считать  не принятым.

 7. Трехмесячный и шестинедельный  сроки, указанные в этой статьи, по инициативе Европейского парламента или Совета возможно продолжить  максимум на один месяц или две недели, соответственно.

Относительно принятия решений, на свою ежегодную сессию Европарламент собирается по собственному праву — «без какого-либо решения о созыве, во второй вторник марта» (ст. 196 Договора ЕС).

Вот такая законодательная процедура Евросоюза.

Так, что у нас возникают большие сомнение относительнотого, что в течении полгода будет принято Евросоюзом решение о включении Украины в список стран, граждане которых освобождены от требования иметь визы при пересечении внешних границ ЕС.

Для наглядности можем привести пример разрешения аналогичного вопроса, в отношении республики Молдова, ссылаясь на официальный сайт Еврокомиссии: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/policies/international-affairs/eastern-partnership/visa-liberalisation-moldova-ukraine-and-georgia/index_en.htm

Движение в направлении либерализации визового режима Евросоюза  с Молдовой, Украиной и Грузией.

 Еврокомиссия указывает, что ЕС проводит  Диалог «О либерализации визового режима» с тремя странами Восточного партнерства, а именно, с  Украиной, Молдовой и Грузией. С помощью этих диалогов, ЕС постепенно двигается в сторону долгосрочной цели безвизовых поездок на индивидуальной основе.

Теперь можем сравнить этот путь, который прошла Молдова, и Украина находится на его финишной прямой.

Либерализации визового режима

Диалог и Доклады о его ходе  в Молдове

Либерализации визового режима

Диалог и Доклады о его ходе  в Украине

Диалог ЕС-Республика Молдова о либерализации визового режима был запущен 15 июня 2010 года, и VLAP был представлен Молдове в январе 2011 года

Диалог ЕС-Украина о либерализации визового режима был запущен 29 октября 2008 года и VLAP был представлен на Украине 22 ноября 2010 года.

Пятый - финальный доклад о ходе работы  по Молдове был издан в ноябре 2013 года.

Шестой  - финальный доклад о ходе работы  по Украине был издан 18 декабря 2015 года.

27 ноября 2013 года Комиссия внесла предложение о безвизовом режиме в Шенгенской зоне для граждан Молдовы, имеющих биометрические паспорта. Это предложение основывается на успешной реализации Республикой Молдова всех тестах, установленных в Плане действий по либерализации визового режима.

Согласно шестого  - финального доклада, Комиссия планирует внести предложение о безвизовом режиме в Шенгенской зоне для граждан Украины только в начале 2016 года.

Решение о переносе  Республики Молдова в список третьих стран, граждане которых освобождены от визового режима вступило в силу 28 апреля 2014 года С этой даты, для граждан Молдовы, которые имеют биометрический паспорт и хотят поехать в Шенгенская зона для короткого пребывания были отменены визы.

 

 

Поэтому, проанализировав  указанную выше информацию, можно прийти к выводу о том, что принятие в  течении полугода решения Евросоюзом в отношении Украины, является целиком случаем лотереи.

 

Поскольку,  до настоящего времени Еврокомиссия не внесла предложение Европейскому парламенту и Совету Европы о безвизовом режиме в Шенгенской зоне для граждан Украины, рассмотрение вопроса относительно Украины может быть не включено в повестку ежегодной  сессии Европарламента ( в марте- апреле 2016 года), а это в свою очередь повлечет отложение принятия решения на неопределённое время.

К тому же, дай Бог, чтобы в отношении Украины было принято положительное решение. Поскольку как страны являющиеся сторонниками в отношении ЕС –Украина: Словакия, Литва, Венгрия и Польша, так и немало стран имеющих нейтральное отношение: Италия, Германия, Швеция, Нидерланды, Чехия и другие, считающие что в Украине медленно проводятся реформы, основными из которых являются борьба с коррупцией, организованной преступностью, решения с отмыванием  денег и сфере правосудия.

(ссылка на сайт: http://novisa.org.ua)

                При этом всём, будем надяться на лучшее, и скорейшее принятие Евросоюзом решения относительно безвизового режима в Шенгенской зоне для граждан Украины.

Комментариев: 0
avatar